В Свердловской области участились случаи, когда мошенники виртуально подменяют свои телефоны активными номерами реальных людей и обзванивают с них. Сотовые операторы и полиция говорят, что вычислить и привлечь к ответственности таких граждан крайне непросто. А реальные владельцы номеров страдают – обманутые мошенниками люди перезванивают им и требуют справедливости. Руководитель направления аудитов информационной безопасности аналитического центра УЦСБ Евгений Баклушин в беседе с ЕАН рассказал, как реагировать, когда перезванивают пострадавшие, как сотовые операторы борются с «угоном» номеров и что делать, чтобы не стать жертвой в такой ситуации.
— Получаю звонок: «Вы мне звонили, предлагали какую-то карту рассрочки». Но я понимаю, что никуда не звонил. Что это?
— Это довольно неприятный вид мошенничества, в котором используются дубликаты номеров обычных абонентов, чтобы скрыть себя и перенаправить претензии от конечного адресата.
— Как такое возможно?
— Сегодня совершить подобное мошенничество не составит труда. В интернете по самому обычному запросу поисковик выдаст десятки ссылок, содержащих простейшие инструкции для реализации подобного действия или ссылки на telegram-боты, где в пару кликов вы подмените голос или номер телефона.
— Это законно?
— Нельзя сказать, что это незаконно. Способ может использоваться и для добрых намерений, например, чтобы не показывать реальный номер курьера клиенту. К сожалению, во многих сферах нашей жизни так сложилось, что сначала придумывают «меч», а только потом - «щит».
— Разве операторы связи не должны бороться с этим?
— С точки зрения этики должны, и самое главное – борются. Однако не весь трафик звонков проходит через них, есть реальные сети, а есть - виртуальные. Чтобы решить эту проблему окончательно, телефонная сеть мира должна стать действительно общей, с едиными стандартами и требованиями. Увы, не думаю, что в ближайшее время мы придем к этому. Но уже разработаны первые методы противодействия такому виду мошенничества. Например, когда звонок проходит через линии оператора связи и позиционирует себя как звонок из банка, то оператор делает запрос в банк с подтверждением. Если оно положительное, то звонок проходит, если нет – автоматически сбрасывается.
— Хорошо, а что делать обычным пользователям?
— Можно выделить три основных момента, которые важны в борьбе с этим вектором социальной инженерии. Первый – размещайте как можно меньше информации о себе в интернете, чтобы:
а) не стать тем «номером», с которого будут звонить мошенники,
б) не стать целью мошенников.
Второй момент – используйте антиспам или вторую сим-карту. Сейчас немалое количество бесплатных проверенных сервисов, которые отслеживают спам-звонки на основе статистики предыдущих звонков. Можно выбрать для себя сервис от Касперского, Dr.Web, 2ГИС, "Яндекса" или другой. Вторая сим-карта менее удобный, но рабочий способ. Вы заводите симку только для использования этого номера на различных ресурсах, которые могут вызвать подозрение. И, если вы получаете звонок на этот номер, то он, скорее всего, нежелателен для вас. При этом необязательно, чтобы сим-карта была физической: у многих операторов связи есть функция по привязке второго виртуального номера к существующей сим-карте.
Ну и третий момент – не доверяйте, старайтесь сконцентрироваться, когда отвечаете на звонок с неизвестного вам номера. Как говорится в известном фильме «12 стульев» - «побольше цинизма». И еще! Ни в коем случае не ставьте приложение GetContact или подобные сервисы. Да, вы узнаете, как записаны в телефонной книжке другого человека, но и сольете свой номер и свои контакты, а потом будете получать шквал звонков с неизвестных номеров.
Источник: ИА ЕАН